Переработка скатов

Содержание

Переработка и утилизация изношенных автомобильных шин

Переработка скатов

В настоящее время переработка покрышек является самой актуальной проблемой для разрешения практически во всех странах мира, так как по данным статистики общемировые запасы изношенных автомобильных покрышек составляют 25 миллионов тонн с учетом ежегодного увеличения этого числа еще на 7 миллионов тонн.

На страны Евросоюза приходится 3 миллиарда штук изношенных автопокрышек, что в эквиваленте составляет более 2 миллионов тонн. Из всех мировых запасов изношенных автомобильных покрышек не более 24% находят дальнейшее применение, в частности экспортируются в другие страны, используются в качестве сырья для получения энергии или в качестве материала для покрытия дорог, спорткомплексов и прочее.

Оставшиеся 76% процентов данного экологически опасного материала из-за отсутствия рентабельных способов утилизации просто складируются на специализированных полигонах захоронения, а также на нелегальных свалках, представляющих собой особую опасность.

Так как именно на подобных свалках зачастую возникают пожары, тушение которых представляет собой особую сложность из-за хорошей воспламеняемости и горючести резины.

Актуальность разработки рациональных методов утилизации изношенных автомобильных покрышек обусловливается тем, что во многих странах мира попросту нет места для их захоронения, в частности в Японии, а также тем, что в странах Евросоюза захоронение данного материала запрещено на законодательном уровне.

Переработка покрышек в разных странах

В разных странах переработка покрышек осуществляется по-разному, например, во Франции около 46% изношенных шин подлежат восстановлению и вторичному использованию, 18% сжигаются для получения энергии, 11% используются в портах, парках и 21% измельчают в крошку для использования в качестве материала для покрытия дорог и т.д.

В Японии переработка покрышек заключается в том, что более 70% данного материала сжигается с целью получения энергии, а оставшиеся 30% используются в качестве вторичного сырья.

Германия около 50% изношенных покрышек сжигает и, соответственно, столько же использует в качестве вторичного сырья.

Англия сжигает не более 30% изношенных покрышек, а остальные в большинстве случаев восстанавливает и экспортирует в другие страны или использует в качестве вторичного материала.

В США изношенные автомобильные покрышки в большинстве случаев используются в качестве топлива, так как по действующим в США стандартам одна автомобильная покрышка равна 7 галлонам нефти или 31,8 литров. Объясняется это тем, что в отличие от традиционного каменного угля, используемая в качестве топлива дробленая резина, дает более чем на 16% больше тепла и, соответственно, является более эффективным источником энергии.

Применение автомобильных покрышек

Кроме этого, изношенные автомобильные шины успешно применяются при строительстве автомобильных дорог не только в покрытии, но и в смеси с цементом для возведения шумозащитных ограждений автомагистралей. Ежегодно более 34 миллионов изношенных шин измельчаются в резиновую крошку, используемую в качестве сырья для строительства дорожных покрытий и прочих подобных изделий. В настоящее время переработка покрышек осуществляется несколькими основными методами.

1. Переработка в крошку

Переработка покрышек в резиновую крошку является самым простым и рациональным методом утилизации резинотехнических изделий, так как обеспечивает максимальное сохранение всех физико-химических и механических свойств резины.

Единственным недостатком данного метода утилизации является высокая стоимость, сложность и энергоемкость применяемого оборудования, делающие данный метод экономически невыгодным для решения проблемы полного рециклинга резинотехнических отходов.

2. Сжигание

Обычное сжигание изношенных шин в цементных печах абсолютно нерационально и не прибыльно, так как аналогично сжиганию в печи денег. Эффективное сжигание шин осуществляется на теплоцентралях и в цементной промышленности, использующих изношенные шины в качестве альтернативного топлива традиционному углю и мазуту.

Данный метод утилизации изношенных шин имеет долгую историю, так как на протяжении десятилетий считался самым экономичным методом получения энергии без использования традиционных горючих материалов.

Кроме этого, существовавшие прежде альтернативные методы утилизации данного материала в большинстве случаев были нерентабельными.

Все существующие недостатки метода сжигания изношенных покрышек заключаются в самой его природе, так как результатом температурных колебаний возникающих в процессе горения является неполное сгорание покрышки. Кроме того, при уровне температуры ниже +11000С в процессе сгорания резины образуются ядовитые вещества фуран и хлорированный диоксин, которые пагубно сказываются на состоянии экологии, и в частности, способствуют усилению теплового эффекта.

В цементной промышленности количество используемых топливных шин, имеет технологическое ограничение, так как чрезмерное их количество негативно отражается на качестве изготавливаемого цемента – содержащаяся в шинах сталь проявляется в цементе как оксид железа и окрашивает его.

3. Пиролиз

Максимально эффективным способом утилизации резинотехнических изделий является метод пиролиза, основанный на процессе разложения резины на составляющие компоненты. Для осуществления данной процедуры используются метод низкотемпературного пиролиза, так называемой деполимеризации и термолиза, предусматривающего разложение резины на составляющие компоненты в инертной среде перегретого газа.

Процедура выглядит следующим образом: изношенные покрышки загружают в специальный реактор, где под воздействием температуры осуществляется образование технического углерода, парогаза и отделение металлокорда. После чего в процессе воздушного охлаждения происходит конденсирование парогаза в жидкую фракцию продуктов пиролиза.

Читайте также  Бизнес план завода по переработке пластиковых бутылок

В качестве основного преимущества технологии пиролиза, в отличие от технологии дробления покрышек на резиновую крошку, можно считать получение более ликвидных продуктов, в частности:

  • Прессованный металлокорд в количестве от 10 до 20%, соответствующий ГОСТу 2787–75, не требующий дополнительной очистки и применяемый в металлургической области;
  • Синтетическая нефть, в количестве от 25 до 35%, по своим свойствам превосходящая многие виды нефтепродуктов. Жидкая углеродная фракция идентична смеси нефтяных топлив и делится на: высокооктановую присадку для печного топлива и в бензины;
  • Технический углерод в количестве 25–35%, используемый впоследствии в различных резинотехнических смесях: для производства лакокрасочных и строительных материалов, в металлургии, для производства топливных брикетов. Может использоваться для производства сорбентов для водо- и газоочистки, а также сбора нефтепродуктов с грунтовых и водных поверхностей;
  • Термолизный газ в количестве 5–10%, аналогичный природному газу;
  • Тепловая энергия, составляющая при переработке 1 тонны резины в час – 1,36Гкал.

Метод пиролиза оптимален для компаний, специализирующихся на утилизации изношенный автопокрышек, имеющих на выходе продукцию с низкой стоимостью и, соответственно, имеющих сложности с ее реализацией.

Источник: http://hromax.ru/pererabotka_pokryishek.html

Актуальность переработки резины

Отходы резины имеют в своем составе очень много вредных для экологии компонентов. Переработка резины является наиболее правильным решением. Складирование и утилизация резины нежелательны с экологической точки зрения. К сожалению, в нашей стране нет грамотного сбора данного вторсырья. Законодателями сегодня не проработан четкий механизм последующих действий с ценным вторсырьем, так же не определен порядок финансирования этих действий.

Чем опасны отходы

Основную часть отходов из резины составляют автомобильные шины. Подсчитано, что количество изношенных шин в мировом масштабе равно около 25 миллионов тонн или около миллиарда штук и эта цифра постоянно растет.

Только 23 % из этого числа используются для каких — либо целей, например: есть возможность утилизировать с целью получения энергии благодаря пиролизу, использовать в составе дорожного покрытия.

Остальная часть – складируется, а чаще всего просто выбрасываются с бытовыми отходами.

Автомобильная шина не подвержена биологическому разложению, является огнеопасной. Важным нюансом является то, что больше 80% всех шин в мире изготовлены из синтетического каучука. Его в свою очередь изготавливают из нефти. А нефть, как известно, невозобновляемый ресурс.

Места скопления изношенных шин представляют собой экологически неблагополучные зоны. Здесь присутствует высокий риск возникновения пожаров, возникает благоприятная среда для обитания грызунов, насекомых, различных вирусов. Такие зоны неблагоприятны для флоры. В результате взаимодействия резины с водой получаются различные токсичные соединения.

Решение проблемы в различных странах

Переработка резиновых покрышек является актуальной проблемой во многих странах мира. Везде эта проблема решается по-разному, но самое верное решение это пиролиз.

  • Во Франции, например, почти половина использованных автомобильных покрышек восстанавливается или используется вторично. Остальные же используются в дорожном покрытии, сжигаются для получения энергии или применяются в портах.
  • В Японии переработка осуществляется так: большая часть сжигается при помощи пиролиза с целью получения энергии, а меньшая — используется как вторсырье.
  • В Англии же сжигается при помощи пиролиза только треть изношенных шин, а остальные — восстанавливаются.

Количество не переработанных изношенных покрышек составляет:

  • США — 2,8 миллиона тонн
  • Европе — 2,5 миллиона тонн
  • России — 1 миллион тонн

В 1999 году Европейский Совет утвердил Директиву, согласно которой с 2003 года запрещено сжигание использованных покрышек. В Великобритании и США строятся электростанции, на которых изношенные автомобильные покрышки используются в качестве топлива.

В развитых странах переработка является важным сектором экономики. Согласно немецким законам, вывоз изношенных шин на свалку является крайне нежелательным. Также в США нельзя просто выбросить старую шину — это преследуется законом.

Методы решения проблемы

Итак, как было сказано выше, целесообразным является не сжигание, а вторичное использование отходов. Вторичная переработка позволяет использовать отходы в качестве сырья для производства продукции. К примеру, из резиновой крошки изготавливают покрытия для детских площадок, беговых дорожек и стадионов.

В настоящее время применяются следующие способы переработки резиновых покрышек: сжигание, пиролиз и измельчение в крошку. Сжигание шин является неэффективным способом утилизации резиновых отходов. Переработка в крошку проста по технологии.

А наиболее эффективным способом переработки отходов резины является пиролиз — термическое разложение.

Во время переработки резины необходимо избегать ее термической обработки, так как при сжигании или пиролизе разрушается полимерная основа. Поэтому, использование подержанной резины является эффективной в том случае, когда происходит ее измельчение.

Эти методы бывают физическими и химическими. Измельчение резиновых отходов происходит при положительных и при низких температурах. Физический способ осуществляет измельчитель резины.

Первый метод измельчения является более эффективным, так как хладагенты, применяемые при криогенной обработке, имеют высокую цену.

Переработка покрышек включает в себя такие способы:

  • С помощью ударов
  • С помощью трения
  • Сжатие
  • Резание
  • Сжатие со сдвигом

В настоящее время очень эффективным способом переработки является озонная переработка шин. Этот метод впервые был применен в России, в данном случае автомобильные шины «продуваются» озоном.

При этом происходит полное их рассыпание и превращение в крошку. В США крошка из резины используется, как топливо на цементных заводах и целлюлозно — бумажных комбинатах.

Помимо утилизации и переработки старых автомобильных покрышек в практике применяется их восстановление.

Переработка резиновых изделий необходима по следующим причинам:

  1. Резина практически не подвержена разложению в природной среде.
  2. Рост производства и потребления таких изделий увеличивает территории, занятые свалками.
  3. Для изготовления резины используют синтетический каучук, который производят из нефти. Нефть — невосполнимый природный ресурс.
  4. Практика по переработке экономит и другие ресурсы для производства.
  5. Переработка экономит энергетические ресурсы и заставляет изобретать новые более дешевые технологии.

Источник: http://VtorOthodi.ru/pererabotka/pererabotka-rezinovyx-pokryshek

Сдать старые покрышки — ЭкоРезина

» Сдать покрышки

Вы столкнулись с необходимостью замены шин на автомобиле? Безусловно, купить новые покрышки не составит труда, но встает резонный вопрос: что делать со старой резиной, которая больше не нужна? Многие автовладельцы предпочитают сохранять покрышки, складывая их в гараже или на даче, где колеса занимают место, медленно и окончательно портятся под воздействием влаги, солнечного света и перепадов температуры. Куда лучшим решением будет сдать старые покрышки. Приемом покрышек занимаются заводы переработки вторсырья, а также различные автосервисы, найти которые в Москве не составит труда.

Читайте также  Переработка бумаги бизнес

Сдать покрышки стоит по следующим причинам:

  • можно освободить место в гараже, на балконе или на даче, в зависимости от того, где вы решили устроить импровизированный склад;
  • внести свой вклад в сохранение энергоресурсов, ведь старые покрышки послужат для производства новых, сэкономив затраты нефти;
  • позаботиться о природе — резина разлагается более 100 лет, и в процессе распада высвобождаются токсичные элементы, а значит, брошенная на свалку или в лесу покрышка превращается в грязную бомбу замедленного действия.

И, конечно же, если найти подходящий пункт приема шин, можно даже немного заработать на сдаче покрышек.

Где и куда сдать старые покрышки сегодня

На сегодняшний день прием покрышек осуществляется как профильными заводами и предприятиями по переработке резины, так и специализированными автосервисами. Заводы по переработке принимают покрышки бесплатно или с небольшой доплатой за резину.

Большинство сервисов осуществляют прием за деньги, хоть сумма и незначительна.

В то же время, многие автосервисы при приеме покрышек предлагают выгодные скидки на покупку новой резины, скидки на шиномонтаж и прочие выгодные преимущества, зависящие от конкретного сервиса, поэтому перед сдачей стоит ознакомиться со всеми возможными вариантами, подобрав наиболее выгодный.

Доплачивать при сдаче покрышек в автосервис приходится по той причине, что подобные компании имеют клиентские договора с перерабатывающими предприятиями, на которые и поставляется старая резина.

В большинстве случаев прием резины заводом осуществляется бесплатно или с небольшой доплатой. Именно поэтому прием в сервисе является платным, так как необходимо отбить стоимость доставки и прочих затрат на каждое колесо.

Преимуществом для автовладельца является возможность избавиться от шин законным методом и при этом не тратить собственное время на доставку.

Сдать старые покрышки за деньги — можно ли сделать это сейчас?

Как уже было сказано выше, сдать старые покрышки за деньги достаточно нелегко: сделать это можно в специализированном пункте приема при перерабатывающих предприятиях, и в большинстве случаев сумма будет небольшой, да и такие предприятия существую в основном за пределами Москвы и Московской области и везти отработанные покрышки за символическую плату просто нецелесообразно.

Сдать старые покрышки в Москве и Московской области — адреса

Сдать старые покрышки в Москве не составит труда, поскольку прием осуществляется практически каждым крупным автомобильным сервисным центром.
Вот список адресов (Внимание! Приём платный — оплачивает клиент! Бесплатно только у нас!):

ЮАО

Сервис-магазин на пр. Андропова ул. Садовники д.11А стр.4Сервис-склад на ул. Вавилова ул. Вавилова, д.9А

Магазин-склад в Южном порту ул. Южнопортовая, д.7

ЮЗАО

Магазин-сервис в Северном Бутово ул. Куликовская д.3д
Магазин-сервис на пр. Вернадского пр. Вернадского влад.76

ЮВАО

Магазин-сервис в Жулебино ул. Привольная д.70 корпус 1

ЗАО

Магазин-склад на Можайском шоссе ул. Витебская д.9
Магазин-сервис на Рублевском шоссе ул. Крылатская д.35

СЗАО

Магазин-сервис в Митино ул. Генерала Белобородова, вл.40 к.2

СВАО

Магазин-сервис на Ярославском шоссе Ярославское шоссе д. 59

САО

Магазин-сервис на Ленинградском шоссе ул. Беломорская, д.40Магазин-сервис на ул. Дубнинская ул. Дубнинская д.83а стр.1

ВАО

Магазин-сервис на ул. Преображенский Вал ул. Преображенский Вал д.25А
Магазин-склад на ш. Энтузиастов . Энтузиастов, д.56 стр.44

Сдать бу покрышки и избавиться от лишнего хлама

Прием б/у покрышек производится в любом состоянии. Вы можете сдать шины следующего вида:

  • любого типоразмера;
  • независимо от марки и года выпуска;
  • в любом состоянии износа, с проколами, пробоинами и т. д.;
  • целые или порезанные покрышки.

Состояние резины не имеет значения, так как она будет поставлена на переработку, а значит, если на вашей даче есть старые и сильно поврежденные покрышки, сдать их не составит труда. А вы получите возможность освободить пространство и избавить участок от вредных веществ, выделяемых при разложении резины.

Познавательное видео:

Источник: https://ecorezina.ru/sdat-staryie-pokryishki.html

Что такое пиролиз покрышек: суть метода работы пиролизной установки по переработке шин

Число автомобилей в России увеличивается с каждым годом, одновременно растет и количество изношенных шин.

Основной метод утилизации — переработка в резиновую крошку – охватывает далеко не полный объем вторичного резиносодержащего сырья.

И хотя в последние годы сильно возросли темпы производства бесшовных покрытий и асфальта из шинной крошки, большие объемы отслужившей авторезины остаются неутилизированными.

Что происходит с остальным сырьем? В основном резина просто скапливается на свалках, увеличивая их и без того зашкаливающий объем.

Переработка методом пиролиза – современный способ утилизации автошин и других РТИ. Он с успехом применяется за рубежом, но в России пока не очень популярен.

Как происходит переработка автошин?

Пиролиз – наиболее экономически выгодный способ переработки резины из использованных автопокрышек и других РТИ, при этом не загрязняющий газами сгорания окружающую среду.

Протекает он так:

  1. Шины предварительно разделяются на переднюю и боковые при помощи борторезного станка.
  2. Разрезанные покрышки загружаются в специальную емкость (реторту), которая герметизируется и помещается в печь.
  3. Печь нагревается до 450 0С и начинается процесс пиролиза, в ходе которого выделяется газ. Когда разложение сырья заканчивается, реторту извлекают и заменяют новой.
  4. После остывания, которое занимает несколько часов, емкость разгружают, отделяя углеродистый остаток от металлического корда.

Процедура отличается от обычного сжигания отсутствием кислорода, который необходим для горения.

При таких условиях происходят химические реакции, в результате которых из шин выделяются газообразные нефтяные фракции, а в печи остается углеродный порошок и корд.

Производство получается безотходным, так как все продукты пиролиза используются в промышленности, принося хорошую прибыль.

Есть несколько продуктов, получаемых на выходе. Это:

  • жидкое топливо;
  • углеродосодержащий остаток;
  • пиролизный газ;
  • металлокорд покрышек.
Читайте также  Переработка макулатуры в домашних условиях

Каждый из этих продуктов можно применять с пользой.

Выход жидкости

Жидкость, получаемая на выходе во время пиролиза резины – синтетическая нефть, по составу похожая на природную.

При дополнительной переработке она способна заменить многие горюче-смазочные материалы – бензин, солярка, масло и т. д.

В США более 100 миллионов изношенных шин ежегодно превращаются в дизельное топливо, а одна покрышка приравнивается к 30 литрам нефти.

В крайнем случае необработанное пиролизное масло, полученное из покрышек, можно использовать как топливо для печей и котлов.

Твердый углеродсодержащий остаток

Применяется в различных сферах:

  • при изготовлении определенных резинотехнических изделий (например, транспортерных лент, утеплителей или новых автопокрышек);
  • в лакокрасочном и цементном производстве – в качестве красителя;
  • используется как сорбент вместо активированного угля;
  • может служить как твердое топливо или как компонент для жидкого горючего.

Этот летучий компонент по составу напоминает природный газ.

Основная его часть в ходе работы пиролизного оборудования преобразуется в жидкую фракцию, а неконденсируемый остаток используется для поддержания горения печи.

Металлический корд

Это сердечник шины, единственный компонент, который не претерпевает изменений при пиролизе.

Армирующий материал автомобильных покрышек – это высококачественная сталь, которая при дополнительной обработке с успехом применяется как вязальная проволока или идет на переплавку.

Больше о металлокорде и о том, как его можно применять, узнайте здесь.

Устройство котлов

Состав простейшей пиролизной установки таков:

  • реторта (тигель), в которую загружается сырье – шины;
  • топочная камера, где происходит нагрев;
  • теплообменник, в котором пиролизный газ конденсируется в жидкое топливо.

Можно ли сделать оборудование своими руками?

Конструкция такой пиролизной установки по переработке резины проста, ее вполне можно изготовить своими руками.

Для этого потребуются трубы различного диаметра, запорная арматура и термометр.

В качестве нагревательной камеры можно взять железную бочку, а для реторты использовать бидон.

Функционировать это оборудование будет, но лишь для научно-познавательных целей. Получаемый на выходе продукт малопригоден к использованию и требует дальнейшей очистки и переработки.

Объемы такого «домашнего» производства не позволяют говорить о серьезной выгоде.

Чтобы самостоятельно построить установку, перерабатывающую приемлемый объем сырья, потребуется до 10 миллионов рублей, что сопоставимо с ценой средней пиролизной линии фабричного изготовления.

Пиролиз – процесс небезопасный. При попадании воздуха в кустарно изготовленную реторту во время работы установки может произойти взрыв, что грозит серьезными травмами.

Если говорить об открытии бизнеса по переработке шин в топливо, лучше приобретать готовое оборудование, изготовленное специалистами.

На рынке сейчас представлены пиролизные линии различной производительности. Такие установки включают в себя всевозможные дополнительные узлы для ускорения процесса, повышения количества и качества продукции на выходе:

  • скрубберы – устройства, охлаждающие пиролизный газ специальным реагентом и частично конденсирующие его в жидкую фракцию;
  • сепараторы – предназначены для снижения влажности оставшегося газа перед подачей его в печь;
  • конденсаторы – в них происходит окончательное преобразование газообразной фракции в жидкую после скруббера;
  • фильтрующие сооружения для дополнительной очистки выбрасываемых в атмосферу газов.

Как работает печь?

Технологический процесс на фабричной производственной линии проходит так:

  1. Нагретый газ подается из печи по трубопроводу в скруббер, где осуществляется охлаждение и частичная конденсация.
  2. Затем он проходит через специальный трубопровод, обеспечивающий дополнительное охлаждение, в конденсаторы для окончательного преобразования в жидкое горючее.
  3. Оставшийся газ, не поддающийся преобразованию в жидкость, направляется для осушения в сепаратор, откуда идет в пиролизную печь для дальнейшей переработки.

Наиболее совершенные технологические линии пиролиза оснащены установками для каталитического крекинга, перегоняющими пиролизное масло в различные виды горючего. Но такое оборудование – это уже целый завод как по площади, так и по стоимости (до нескольких миллионов евро).

Несмотря на то, что бизнес на пиролизе шин пока не очень распространен в России, на рынке представлены неплохие образцы оборудования для пиролизной переработки покрышек отечественного производства.

ООО «Технокомплекс»  (г. Ростов-на-Дону) предлагает оборудование «ПИРОТЕКС», обеспечивающие максимальный объем качественного жидкого топлива.

Цены широко варьируются в зависимости от производительности оборудования и степени автоматизации: от 2 870 000,00 р. за установку мощностью 2 тонны в сутки до 35 900 000,00 р. за монстра с 32 ретортами, способного поглощать 28 тонн сырья в сутки.

Подробнее все модели и цены представлены в прайсе на сайте компании.

Фирма также поставляет дополнительное оборудование, облегчающее работу с установкой: монорельсовые пути с электротельферами и гидравлические опрокидыватели для тиглей.

Установка для переработки шин «РОСЭКО» производства ООО «РМ»  (г. Санкт-Петербург) способна давать на выходе газ и дизельное топливо.

Оборудование компактно смонтировано в едином контейнере и способно утилизировать 2,5 тонны сырья в сутки.

Стоимость установки 9 миллионов рублей.

Пиролизная линия Т-ПУ1 производства ООО ПТК «Пиролиз-Экопром» (г. Нижний Новгород) стоит всего 2,5 миллиона рублей – в базовой комплектации с одной ретортой.

Лучше приобрести еще одну или две загрузочных емкости для непрерывной работы. Установка способна перерабатывать до 6 кубометров сырья в сутки, потребляя всего 1,1 кВт/ч электроэнергии.

В данном ролике вы можете ознакомиться с процессом получения топлива из резины путем пиролизной переработки:

Итоги

Итак, чем же хорош пиролиз:

  • по сравнению со сжиганием, выбросы в атмосферу вредных веществ минимальны, к тому же они подвергаются дополнительной очистке;
  • все продукты, получающиеся в ходе процесса, реализуемы в промышленности, не нужно тратиться на утилизацию каких-либо остатков;
  • малые энергозатраты – установки в основном потребляют от одного до нескольких киловатт электричества в час;
  • оборудование фактически обеспечивает само себя топливом, используя выработанный газ.

В свете таких плюсов переработка шин пиролизом представляется выгодным занятием.

Конечно, Россия обладает большими запасами натуральной нефти и газа, но они не бесконечны.

К тому же, помимо чисто коммерческой стороны, пиролиз – настоящее спасение для экологии, поэтому тем, кто думает о будущем, этот метод утилизации вредных отходов не может не показаться привлекательным.

Источник: https://rcycle.net/rezina/shiny/pererabotka-pokryshek-metodom-piroliza

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: